Деловая игра «Медиаобразование»
20 апреля 2017
Деловая игра «Медиаобразование»
XXI век – век телекоммуникаций и интернет - технологий. Человечество тонет в потоке информации. Ежедневно нам приходится отбирать информацию из различных медиа-источников.
Как научить современного ребенка свободно ориентироваться в информационном пространстве? Как обезопасить его пребывание в интернете? Как научить делать правильный выбор? На эти вопросы отвечает новое направление в образовании – медиаобразование.
Основные понятия:
Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий.
Медиакомпетентность личности - совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. Фёдоров А.В.
Медиаобразование сегодня это необходимость. Современному школьнику крайне необходимо умение критически анализировать то, что посмотрел, прочитал или услышал из средств массовой информации и умение создавать самостоятельно медиа-продукт. Умение находить иголку в стоге сена среди потока медиа-информации, которую мы потребляем каждый день. Умение отбирать и формировать уникальную информацию для определенной аудитории.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» - Гендина Н.И.
Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура (или, к примеру, аудиовизуальная культура) может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатексты, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.
Понятие информационная культура шире, чем медиакультура, так как первое относится к сложным взаимоотношениям личности с любой информацией, включая, разумеется, медийную, а второе - только к сфере контактов человека со средствами (массовой) коммуникации. Фёдоров А.В.
Деловая игра «Медиаобразование» разработана с учётом последних тенденций в области медиоборазования, а также на основании медиапотребностей учащихся. Рекомендуется к проведению для учащихся в рамках воспитательной работы школы.
Цель деловой игры: Повышение уровня медиакомпетенций учащихся школы.
Задачи:
- Развивающая:
- Развитие способности критического мышления, которая дает возможность учащимся сформировать независимые суждения о содержании медиа-ресурса;
- Развитие способности размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;
- Развитие умений анализировать и обсуждать медиатексты.
- Образовательная:
- Формирование навыков отбора достоверной информации в сети Интернет;
- Формирование у учащихся навыков безопасного пребывания в сети Интернет;
- Формирование культуры поведения в социальных сетях.
- Воспитательная:
- Воспитание социально активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
- Воспитание в детях уважения к себе и к другим пользователям сети Интернет.
Форма проведения: маршстарт.
Участники делятся на 6 команд по количеству станций. Каждой команде выдаётся маршрутный лист, где указана последовательность станций:
- Дебаты.
- Мафия.
- Селфи.
- Верю-не верю.
- Куплю-не куплю.
- Медиабезопасность.
Последовательность прохождения этапов не должна совпадать, чтобы команды одновременно не пришли на одну станцию.
На каждой станции за хорошо выполненную работу выдаётся…
Описание станций:
- Дебаты.
Команда приходит на станцию и вытягивает одну их тем. Необходимо разделиться на две команды. Одна команда пишет аргументы «за», другая «против». Побеждает та команда, которая более грамотно, выстроит свою аргументацию - факты, ссылки на опросы общественного мнения, экспертизы и т.п.
Темы:
- Вейперы
- Смертная казнь
- Томинский ГОК
- Школьная форма
- Использование готовых домашних заданий
- Использование социальный сетей.
Мафия
Ребята, добрый день! Знаете ли вы, что такое персональная, личная информация?
(отвечают)
Вы правы. Есть такая информация, которую мы с вами никому про себя не можем рассказывать. Например, незнакомцу нельзя говорить свой номер телефона, адрес и многое другое. А есть темы, на которые можно говорить с кем угодно: например, о погоде, домашнем задании. Это не персональная информация.
Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы это понимаете. Мы поиграем в «Наш город». Мне нужно четыре человека. Кто хочет поиграть?
(выбираем четырех участников)
Итак, сейчас я выдаю вам карточки, где указаны ваши роли в игре. Вам нужно прочитать и сыграть эту роль. А мы вместе с оставшимися ребятами будем играть жителей города. Наша задача – угадать, кто вы, и понять, какую информацию вы пытаетесь у нас выведать – персональную или нет. Кто начнет? Ну что, наши уважаемые персонажи, с чем вы сегодня решили обратиться к нам, жителям города?
(персонажи по очереди исполняют свои роли)
Спасибо вам большое! Теперь, уважаемые жители, наша задача – угадать, что же это были за персонажи. Вспомним, о чем нас просил Петя. Кем он был?
(ведущий по очереди спрашивает у ребят, кто какие просьбы озвучивал, и уточняет, можно ли отвечать на такие просьбы, нет ли в них персональной информации. Совместно выясняют, что шутник и продавец выведывали личную информацию, а организатор и эколог просто приглашали на школьные мероприятия, им больше доверия).
Молодцы! Мы всех рассекретили!
Содержание карточек:
Ты – продавец.
Задача: узнать у ребят их телефоны и домашние адреса, чтобы прислать какую-то посылку с одеждой (придумай, какой именно). На самом деле, они ее даже не заказывали.
Ты – шутник, «тролль».
Задача: Попросить у ребят их личные фотографии, подшучивать над всеми без причины.
Ты - организатор школьного концерта.
Задача: пригласить ребят на новогодний концерт. Чтобы заинтересовать всех, придумай, что будет на концерте: интересные конкурсы, песни, танцы. Узнай у ребят, смогут ли они прийти.
Ты – эколог.
Задача: пригласи ребят на субботник недалеко от школы. Узнай, смотрели ли ребята прогноз погоды, и смогут ли прийти на субботник.
Селфи
Ребята, добрый день! Для проведения следующей игры мне понадобится один помощник. Кто тут самый активный, у кого хороший голос?
(выбираем)
Как тебя зовут?
(говорит. например, Петя)
Итак, здравствуйте, уважаемые гости студии! Я, (ведущий называет свое имя) и Петр, ведущие ток-шоу «Мой выбор». И сегодня тема нашей передачи – селфи. Петя, посмотри пожалуйста сценарий, и задай нашим зрителям первый вопрос. Только первый, будь внимателен.
(Петя читает: Ребята, вы часто делаете селфи? отвечают, ведущий поддерживает диалог)
А как ваши родители и учителя относятся к этому увлечению?
(отвечают)
Петя, давай зададим нашим зрителям еще вопрос.
(читает: Предлагаю посмотреть на экран. Это страница известного блогера Кати Клэп. Знаете такую? Сотрите, у нее на странице «ВКонтакте» много селфи.)
Ну что, вам интересно смотреть на страницу Кати? Теперь предлагаю посмотреть еще одну. Это просто девушка из интернета. Мы с ребятами с журфака нашли ее страницу, пока готовились к сегодняшнему мероприятию. Что мы здесь видим?
(слайд. разные фото: она рисует, она на прогулке и т.п.)
Петя, тебе слово.
(читает: Предлагаю подвести итоги. Как вы считаете, нужно ли размещать в социальных сетях только селфи? А какие фотографии можно постить?)
Отлично! Теперь задание: нам с вами нужно сделать общее фото. Я возьму телефон, а вы выстройтесь так, чтобы было видно, какое интересное сегодня мероприятие, куда вы пришли. А я вас сфотографирую. Должно получиться не селфи, а классная, интересная фотография со всеми вами! Ну, строимся!
(общее фото. ведущий помогает ученикам)
Молодцы! Мы всех рассекретили! Теперь я хочу выдать вам звездочки за работу. (одна – удовлетворительная работа, две – хорошая, три – активная, отличная работа).
Верю-не верю
Ребята, добрый день! Вы всегда верите информации, которая вас окружает?
(отвечают)
Молодцы! Сейчас в интернете столько разной информации – не всегда можно понять, правдивая ли она. Я нашел(ла) в Интернете несколько сообщений. Давайте проверим, правду ли они нам сообщают.
(на слайде изображение №1)
Какой-то Рома Петров пишет, что школьную столовую закроют на месяц! Вот это беда, ребята, как же мы теперь будем обедать? Посмотрим, что еще у нас есть.
(на слайде изображение №2)
А здесь – страничка вашего школьного журнала «Взгляд». Пишут, что в столовой подорожают обеды. Это говорит директор. Будем надеяться, что ненамного.
(на слайде изображение №3)
Ребята, ну что, чьему сообщению у нас больше доверия? Ромы Петрова или школьного журнала?
(отвечают. Аргументы: мы не знаем Рому, он не указал номер школы и, главное, источник информации – откуда он об этом узнал? В сообщении журнала информация другая, и в тексте все обосновано – есть комментарий директора)
Вы большие молодцы! Предлагаю посмотреть еще пару картинок.
(на слайде изображение №4)
Здесь телеведущий сообщает, что школу закрывают на карантин: «Школы Челябинска закрыли на неделю. Температура -35. Карантин. Об этом говорит главный врач челябинской городской больницы Иван Иванов».
(на слайде изображение №5)
А здесь Оля пишет, что школу закрывают на карантин.
(изображение №6)
Ну что, ребята, где аргументированная информация, а где – непроверенная?
(отвечают. В телесообщении есть ссылка на главврача, указан источник информации)
Молодцы! Мы всех рассекретили! Теперь я хочу выдать вам звездочки за работу. (одна – удовлетворительная работа, две – хорошая, три – активная, отличная работа).