Сайт учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №104 г. Челябинска

Деловая игра «Медиаобразование»

20 апреля 2017

Деловая игра «Медиаобразование»

 XXI век – век телекоммуникаций и интернет - технологий. Человечество тонет в потоке информации. Ежедневно нам приходится отбирать информацию из различных медиа-источников.

Как научить современного ребенка свободно ориентироваться в информационном пространстве? Как обезопасить его пребывание в интернете? Как научить делать правильный выбор? На эти вопросы отвечает новое направление в образовании – медиаобразование.

Основные понятия:

Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий.

Медиакомпетентность личности - совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. Фёдоров А.В.

Медиаобразование сегодня это необходимость. Современному школьнику крайне необходимо умение критически анализировать то, что посмотрел, прочитал или услышал из средств массовой информации и умение создавать самостоятельно медиа-продукт. Умение находить иголку в стоге сена среди потока медиа-информации, которую мы потребляем каждый день. Умение отбирать и формировать уникальную информацию для определенной аудитории.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной  и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» -  Гендина Н.И.

Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории медиакультура (или, к примеру, аудиовизуальная культура) может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатексты, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа.

            Понятие информационная культура шире, чем медиакультура, так как первое относится к сложным взаимоотношениям личности с любой информацией, включая, разумеется, медийную, а второе - только к сфере контактов человека со средствами (массовой) коммуникации. Фёдоров А.В.

 Деловая игра «Медиаобразование» разработана с учётом последних тенденций в области медиоборазования, а также на основании медиапотребностей учащихся. Рекомендуется к проведению для учащихся в рамках воспитательной работы школы.

 Цель деловой игры: Повышение уровня медиакомпетенций учащихся школы.

Задачи:

  1. Развивающая:

- Развитие способности критического мышления, которая дает возможность учащимся сформировать независимые суждения о содержании медиа-ресурса;

-  Развитие способности размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники;

-  Развитие умений анализировать и обсуждать медиатексты.

  1. Образовательная:

- Формирование навыков отбора достоверной информации в сети Интернет;

- Формирование у учащихся навыков безопасного пребывания в сети Интернет;

 - Формирование культуры поведения в социальных сетях.

  1. Воспитательная:

-  Воспитание социально активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием;

-  Воспитание в детях уважения к себе и к другим  пользователям  сети Интернет.

Форма проведения: маршстарт.

Участники делятся на 6 команд по количеству станций. Каждой команде выдаётся маршрутный лист, где указана последовательность станций:

  1. Дебаты.
  2. Мафия.
  3. Селфи.
  4. Верю-не верю.
  5. Куплю-не куплю.
  6. Медиабезопасность.

Последовательность прохождения этапов не должна совпадать, чтобы команды одновременно не пришли на одну станцию.

На каждой станции за хорошо выполненную работу выдаётся…

Описание станций:

  1. Дебаты.

Команда приходит на станцию и вытягивает одну их тем. Необходимо разделиться на две команды. Одна команда пишет аргументы «за», другая «против». Побеждает та команда, которая более грамотно, выстроит свою аргументацию - факты, ссылки на опросы общественного мнения, экспертизы и т.п.

Темы:

  1. Вейперы
  2. Смертная казнь
  3. Томинский ГОК
  4. Школьная форма
  5. Использование готовых домашних заданий
  6. Использование социальный сетей.

 Мафия

Ребята, добрый день! Знаете ли вы, что такое персональная, личная информация?

(отвечают)

Вы правы. Есть такая информация, которую мы с вами никому про себя не можем рассказывать. Например, незнакомцу нельзя говорить свой номер телефона, адрес и многое другое. А есть темы, на которые можно говорить с кем угодно: например, о погоде, домашнем задании. Это не персональная информация.

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы это понимаете. Мы поиграем в «Наш город». Мне нужно четыре человека. Кто хочет поиграть?

(выбираем четырех участников)

Итак, сейчас я выдаю вам карточки, где указаны ваши роли в игре. Вам нужно прочитать и сыграть эту роль. А мы вместе с оставшимися ребятами будем играть жителей города. Наша задача – угадать, кто вы, и понять, какую информацию вы пытаетесь у нас выведать – персональную или нет. Кто начнет? Ну что, наши уважаемые персонажи, с чем вы сегодня решили обратиться к нам, жителям города?

(персонажи по очереди исполняют свои роли)

Спасибо вам большое! Теперь, уважаемые жители, наша задача – угадать, что же это были за персонажи. Вспомним, о чем нас просил Петя. Кем он был?

(ведущий по очереди спрашивает у ребят, кто какие просьбы озвучивал, и уточняет, можно ли отвечать на такие просьбы, нет ли в них персональной информации. Совместно выясняют, что шутник и продавец выведывали личную информацию, а организатор и эколог просто приглашали на школьные мероприятия, им больше доверия).

Молодцы! Мы всех рассекретили!

 Содержание карточек:

 Ты – продавец.

Задача: узнать у ребят их телефоны и домашние адреса, чтобы прислать какую-то посылку с одеждой (придумай, какой именно). На самом деле, они ее даже не заказывали.

 Ты – шутник, «тролль».

Задача: Попросить у ребят их личные фотографии, подшучивать над всеми без причины.

 Ты - организатор школьного концерта.

Задача: пригласить ребят на новогодний концерт. Чтобы заинтересовать всех, придумай, что будет на концерте: интересные конкурсы, песни, танцы. Узнай у ребят, смогут ли они прийти.

 Ты – эколог.

Задача: пригласи ребят на субботник недалеко от школы. Узнай, смотрели ли ребята прогноз погоды, и смогут ли прийти на субботник.

 Селфи

Ребята, добрый день! Для проведения следующей игры мне понадобится один помощник. Кто тут самый активный, у кого хороший голос?

(выбираем)

Как тебя зовут?

(говорит. например, Петя)

Итак, здравствуйте, уважаемые гости студии! Я, (ведущий называет свое имя) и Петр, ведущие ток-шоу «Мой выбор». И сегодня тема нашей передачи – селфи. Петя, посмотри пожалуйста сценарий, и задай нашим зрителям первый вопрос. Только первый, будь внимателен.

(Петя читает: Ребята, вы часто делаете селфи? отвечают, ведущий поддерживает диалог)

А как ваши родители и учителя относятся к этому увлечению?

(отвечают)

Петя, давай зададим нашим зрителям еще вопрос.

(читает: Предлагаю посмотреть на экран. Это страница известного блогера Кати Клэп. Знаете такую? Сотрите, у нее на странице «ВКонтакте» много селфи.)

Ну что, вам интересно смотреть на страницу Кати? Теперь предлагаю посмотреть еще одну. Это просто девушка из интернета. Мы с ребятами с журфака нашли ее страницу, пока готовились к сегодняшнему мероприятию. Что мы здесь видим?

(слайд. разные фото: она рисует, она на прогулке и т.п.)

Петя, тебе слово.

(читает: Предлагаю подвести итоги. Как вы считаете, нужно ли размещать в социальных сетях только селфи? А какие фотографии можно постить?)

Отлично! Теперь задание: нам с вами нужно сделать общее фото. Я возьму телефон, а вы выстройтесь так, чтобы было видно, какое интересное сегодня мероприятие, куда вы пришли. А я вас сфотографирую. Должно получиться не селфи, а классная, интересная фотография со всеми вами! Ну, строимся!

(общее фото. ведущий помогает ученикам)

Молодцы! Мы всех рассекретили! Теперь я хочу выдать вам звездочки за работу. (одна – удовлетворительная работа, две – хорошая, три – активная, отличная работа).

 Верю-не верю

Ребята, добрый день! Вы всегда верите информации, которая вас окружает?

(отвечают)

Молодцы! Сейчас в интернете столько разной информации – не всегда можно понять, правдивая ли она. Я нашел(ла) в Интернете несколько сообщений. Давайте проверим, правду ли они нам сообщают.

(на слайде изображение №1)

Какой-то Рома Петров пишет, что школьную столовую закроют на месяц! Вот это беда, ребята, как же мы теперь будем обедать? Посмотрим, что еще у нас есть.

(на слайде изображение №2)

А здесь – страничка вашего школьного журнала «Взгляд». Пишут, что в столовой подорожают обеды. Это говорит директор. Будем надеяться, что ненамного.

(на слайде изображение №3)

Ребята, ну что, чьему сообщению у нас больше доверия? Ромы Петрова или школьного журнала?

(отвечают. Аргументы: мы не знаем Рому, он не указал номер школы и, главное, источник информации – откуда он об этом узнал? В сообщении журнала информация другая, и в тексте все обосновано – есть комментарий директора)

Вы большие молодцы! Предлагаю посмотреть еще пару картинок.

(на слайде изображение №4)

Здесь телеведущий сообщает, что школу закрывают на карантин: «Школы Челябинска закрыли на неделю. Температура -35. Карантин. Об этом говорит главный врач челябинской городской больницы Иван Иванов».

(на слайде изображение №5)

А здесь Оля пишет, что школу закрывают на карантин.

(изображение №6)

Ну что, ребята, где аргументированная информация, а где – непроверенная?

(отвечают. В телесообщении есть ссылка на главврача, указан источник информации)

Молодцы! Мы всех рассекретили! Теперь я хочу выдать вам звездочки за работу. (одна – удовлетворительная работа, две – хорошая, три – активная, отличная работа).

 

Оставить комментарий: