Моя педагогическая философия
Мир – как сумерки ночные, тьма наполнила его.
Что содержится в кувшине, то и льется из него!
Ш. Руставели
С давних времен ребенка сравнивали и с ростком, который с помощью терпеливого садовода превратится в прекрасный цветок, и с чистой дощечкой (Tabula rasa), на которой мудрый наставник выведет нужные письмена, и с изящным сосудом, который должен быть наполнен живительной влагой. Во всех этих поэтичных образах рядом с ребенком оказывается взрослый, который заботится, обучает и воспитывает.
Какую профессию я могла бы выбрать? Казалось, столько возможностей у выпускницы школы с химическим уклоном, отличницы, школьной активистки, перворазрядницы по шахматам, юной актрисы школьного театра. Но вариантов не было: только филологический факультет. Может быть, сказались «профессиональные гены», ведь обе мои бабушки были учительницами русского языка и литературы; повлияла особая театрально-литературная среда, в которой я росла; вдохновила моя учительница русского языка и литературы Любошиц Инна Исааковна, которая заботливо развивала мои гуманитарные способности с помощью уроков внеклассного чтения, литературных вечеров, олимпиад, конкурсов. После окончания университета с красным дипломом я совершенно случайно устроилась на работу в школу №104 «Юнеско», где мне сразу дали хорошую нагрузку и доверили прекрасных детей 5 класса, для которых я стала классным руководителем. В этой школе я работаю по сей день.
Почему я решила принять участие в конкурсе «Учитель года»? Как сказано в Библии, есть время разбрасывать камни, и время собирать камни. За годы работы в школе приобретен богатейший профессиональный опыт, который хочется обобщить и которым хочется поделиться. Также подобный конкурс – это прекрасное пространство для общения с неординарными людьми, настоящими профессионалами. Их уроки и мастер-классы, возможно, определят вектор моего профессионального роста на ближайшее время.
Как должна развиваться система российского образования, чтобы отвечать требованиям современного мира высоких технологий и глобализации информационной среды? Сегодня мы можем говорить о том, что для школы готова и успешно апробирована новая образовательная концепция, основанная на постановке личности ученика в центр образовательного процесса и одновременно наполнении этого процесса действием и живой практикой. В нашей школе особое внимание уделяется формированию метапредметных и личностных УУД, которые, в свою очередь, способствуют успешному получению предметных знаний, так как развивают познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностный потенциал обучающегося. Я горячо поддерживаю современные инновации, что находит отражение в структуре урока, его формах, методах и приемах, мною используемых. Я вижу, что проблемное обучение, групповые формы работы, проектирование, дифференциация в обучении очень продуктивны в современной педагогической ситуации.
Что значит для меня, быть учителем? Это возможность учить детей, каждый день общаться с ними, открывая для себя новое, значимое, отдавая взамен знания и делясь жизненным опытом. Мне нравится рассуждать с ними о человеке и о мире, смотреть в их пытливые глаза, читая в них созвучные чувства. Я считаю, что воспитывать надо личным примером. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал развиваться, познавать что-то новое, который разучился испытывать неподдельные эмоции, то он становится неинтересен учащимся. Поэтому учитель учится всю жизнь, а профессия становится образом жизни.
В чем заключается главная цель работы учителя литературы в современной школе? Привить детям любовь к чтению качественной художественной литературы: классической и современной, русской и зарубежной. Учителю здесь приходится конкурировать с компьютерными играми, всевозможными чатами, развлекательными журналами и бульварной литературой. Как победить в этой неравной борьбе? Опыт работы учителем русского языка и литературы, знание особенностей педагогического процесса и содержания образования по предмету помогают мне избирать эффективные способы решения педагогических задач. Стремлюсь к тому, чтобы обучающиеся на уроке занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение, проживали урок эмоционально. Формирую у них навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам.
Слепова Александра Валерьевна